69-й Каннский кинофестиваль завершился скандальным решением жюри: все фавориты публики и критиков были проигнорированы, а «Золотая пальмовая ветвь» уже второй раз досталась пожилому британскому классику Кену Лоучу за отнюдь не самую сильную его картину «Я, Дэниэл Блейк».Такого не случалось ни разу: зрители выходили с церемонии закрытия Каннского фестиваля ошарашенные — даже не с вопросом «Почему?», но с вопросом «Что это вообще было?». Гений коммерческого кино, режиссер «Безумного Макса» Джордж Миллер со своим жюри, в которое входили сразу 5 актеров, обязан был удивить народ — этого все ждали, но никто не ожидал такого уровня элементарной некомпетентности. Фильмы, ставшие настоящим открытием фестиваля, проигнорированы полностью, всем списком. Сенсация Канн — трогательный и смешной фильм «Тони Эрдман» молодой постановщицы из Германии Марен Аде, ставший абсолютным лидером симпатий и французского, и международного зрительских рейтингах, не получил ничего вообще, только приз от параллельного жюри критиков ФИПРЕССИ.
Пол Верховен с умопомрачительным радикальным эротическим триллером «Она», где лучшую свою роль сыграла Изабель Юппер, не получил ничего — как и Юппер, впрочем. Джим Джармуш с поэтичной и пронзительной лентой «Патерсон» остался вовсе без наград. Как и Педро Альмодовар, братья Дарденны, Пак Чхан Ук — знаменитые живые классики современного кино, представившие отличные картины. Но ведь, с другой стороны, и молодые радикалы, будь то француз Ален Гироди или румын Кристи Пуйю, остались ни с чем.
Редко в Каннах бывает настолько богатая и яркая программа. И никогда еще жюри не проявляло подобной слепоты и глухоты в ее отношении. Кто же получил призы? Главный победитель — классик британского социального реализма Кен Лоуч с лентой о безработном плотнике, пережившем инфаркт, — «Я, Дэниэл Блейк». Сентиментальная, в духе Диккенса и раннего Достоевского, прокламация в поддержку униженных и оскорбленных — трогательный, но линейный и предсказуемый фильм, не дает ничего нового ни кинематографу, ни карьере Лоуча, тем более что у 80-летнего режиссера уже есть одна «Золотая пальмовая ветвь», врученная ему 10 лет назад. Гран-при — второе место — достался 27-летнему канадцу Ксавье Долану. Он — автор интересный и перспективный, но «Всего лишь конец света», история приехавшего после 12-летнего перерыва домой, чтобы рассказать о своей скорой смерти, писателя, старомодна и мелодраматична в худшем смысле слова: на первом показе в Каннах фильм и вовсе освистали — вполне заслуженно.
Итак — по всем пунктам. Два приза — за сценарий и мужскую роль — у драмы иранца Асгара Фархади «Клиент», она же — «Коммивояжер»: достойная психологическая драма, да только по всем статьям уступает «Разводу Надера и Симин» того же автора, получившего несколько лет назад «Оскара». Лучшим режиссером признан когда-то открытый Каннами же румын Кристиан Мунджиу за картину «Выпускные», и фильм хорош, хотя тоже уступает предыдущим его же работам. При этом сейчас награда разделена между Мунджиу и французом Оливье Ассаясом, чей «Персональный покупатель», претенциозный триллер про спиритизм и модную индустрию, был освистан еще более жестоко, чем Долан. В общем, сплошное разочарование, и единственное утешение — в том, что награды со временем забудутся, а фильмы останутся.